Положение об оказании логопедической помощи детям с нарушением звукопроизношения

ПРИНЯТО
педагогическим советом
МБДОУ № 44 «Анютины глазки» г. Калуги
протокол от 31.08.2023г. № 01

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБДОУ № 44
«Анютины глазки» г. Калуги
от 31.08.2023г. № 318/01-41.02

Положение об оказании логопедической помощи детям с
нарушением звукопроизношения
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения № 44
«Анютины глазки» города Калуги

г. Калуга,
2023

1. Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи МБДОУ № 44 «Анютины глазки» г.
Калуги (далее – Положение) регламентирует деятельность МБДОУ № 44 «Анютины глазки» г.
Калуги (далее – детский сад), в части оказания логопедической помощи воспитанникам в НСП
«Фантазеры», имеющим нарушения звукопроизношения.
1.2. Задачами детского сада по оказанию логопедической помощи являются:






организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;
организация проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с
воспитанниками с выявленными нарушениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с воспитанниками.
2. Порядок оказания логопедической помощи

2.1. Логопедическая помощь оказывается детским садом собственными силами, а также в
рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи учитель-логопед ведет документацию согласно
приложению 1 к настоящему положению. Срок и порядок хранения документов определяются
локальными нормативными актами детского сада и настоящим положением. Срок хранения
документации учителя-логопеда составляет не менее трех лет с момента завершения оказания
логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется детским садом, исходя из:


количества воспитанников, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее – ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета
1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников;
 количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом,
из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких
воспитанников.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
воспитанников.
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и
контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных
дней каждое.
2.5.1. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования воспитанников, обследование воспитанников по запросу
родителей (законных представителей), педагогических работников, углубленное обследование
воспитанников, имеющих нарушения устной речи.

2.5.2. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки нарушения
устной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим
работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение 2 к
Положению) воспитанника, демонстрирующего признаки нарушения устной речи, и
оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед
(учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия.
2.6. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности
речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ППк.
2.7. Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа заведующего
детским садом. Зачисление детей в логопедический пункт производится на основании
протокола ППк с письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка
(личного заявления)
Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение всего
учебного года.
2.8 Отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления
речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
2.9. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или)
подгрупповой формах. Количество и периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий
определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения воспитанника,
рекомендаций ППк.
2.10. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы детского
сада.
2.11. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителем-логопедом
на основании рекомендаций ППк и результатов логопедической диагностики.
2.12. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с учетом особых
образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих
санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям.
2.13. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой
стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной
работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических
работников детского сада, родителей (законных представителей), которая предполагает
информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей
работы учителя-логопеда с воспитанниками.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:




постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального
и
группового
консультирования
родителей
представителей), педагогических и руководящих работников детского сада;
информационных стендов.

(законных

3. Логопедическая помощь в группах общеразвивающей направленности
3.1. Логопедическая помощь в условиях групп общеразвивающей направленности оказывается
детям, имеющим нарушения речи.

3.2. Для осуществления логопедической работы в штатное расписание учреждения вводится
должность учителя-логопеда из расчета не более 25 детей с нарушениями речи на 1 ставку,
нуждающихся в коррекции речевых недостатков.
3.3. Приоритетным направлением работы учителя-логопеда в условиях
общеразвивающей направленности является коррекция звуковой стороны речи.

групп

4.4. На логопедические занятия принимаются дети в возрасте от 5 до 7 лет, посещающие
дошкольную образовательную организацию и не получающие логопедическую помощь в
группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
4.5. В целях организации коррекционно-предупредительного воздействия возможен прием
детей раннего возраста, имеющих выраженные отклонения в строении и функциях
артикуляционного аппарата.
4.6. Зачисление ребенка на логопедические занятия производится на основании заключения
психолого-педагогического консилиума, в котором указывается речевое заключение, и
заявления одного из родителей (законных представителей) ребенка.
4.7. На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие следующие речевые заключения:
- фонетическое недоразвитие речи (ФНР);
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
4.8. Утверждение списочного состава детей, зачисленных на логопедические занятия на
текущий учебный год, осуществляется руководителем организации.
4.9. Основной формой организации коррекционной работы являются индивидуальные и
подгрупповые занятия. Продолжительность индивидуальных занятий зависит от возраста и
психофизических особенностей ребенка и составляет от 10 до 15 минут. Подгрупповые занятия
организуются на этапе автоматизации звуков с детьми одного возраста, имеющими сходные по
характеру и степени выраженности речевые нарушения. Наполняемость подгрупп 2-4 ребенка.
Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от этапа обучения.
Длительность подгрупповых занятий – от 15 до 25 минут.
4.10. Логопедические занятия проводятся как в часы, свободные от групповых занятий в
режиме дня, так и во время их проведения, по согласованию с педагогами дошкольной
образовательной организации (исключение составляют занятия по развитию речи).
График занятий может быть составлен в зависимости от занятости детей, как в первую, так и во
вторую половину дня.
4.11. Продолжительность оказания логопедической помощи ребенку и периодичность занятий
определяются характером и степенью выраженности недостатков речевого развития и
составляют:
- для детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) - от 3 до 6 месяцев (до 1 года при
диагнозе - дизартрия), коррекционные занятия проводятся не менее двух раз в неделю;
- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР) - от 1 года до 2 лет,
коррекционные занятия проводятся два - три раза в неделю;
При необходимости период коррекционных занятий продлевается учителем-логопедом до
полного исправления речи (в случае длительного отсутствия ребенка по болезни (при наличии
медицинской справки) или по иным уважительным причинам).
4.13. Образовательная нагрузка на детей, посещающих логопедические занятия, не может
превышать показателей максимальной учебной нагрузки применительно к возрасту, в
соответствии с санитарными нормами и правилами.
4.14. Начало и окончание учебного года устанавливаются в соответствии с Уставом МБДОУ №
44 «Анютины глазки» г. Калуги

4.15. Учитель-логопед в течение учебного года проводит обследование речевого развития
воспитанников дошкольной образовательной организации, включая детей раннего возраста.
Все обследованные дети регистрируются в Журнале обследования речевого развития
воспитанников образовательного учреждения. Учитель-логопед несет ответственность за
организацию своевременного выявления детей с первичной речевой патологией, посещающих
организацию.
4.16. При зачислении детей, помимо характера и степени тяжести речевого дефекта,
учитывается возраст дошкольников. Приоритетным является зачисление детей старшего
дошкольного возраста, а также детей младшего дошкольного возраста, имеющих сложные
речевые расстройства, требующие длительной коррекционной работы.
4.17. Прием детей на логопедические занятия производится в течение всего учебного года по
мере освобождения мест. Выпуск детей производится по мере устранения у них речевых
дефектов и на основании решения психолого-педагогического консилиума дошкольной
образовательной организации.
4.18. Воспитатели групп под руководством учителя-логопеда проводят работу c детьми по
профилактике недостатков речевого развития в рамках общеобразовательной программы
дошкольной образовательной организации. Воспитатель планирует свою работу с учетом
индивидуальных отклонений в формировании речи ребенка, посещающего логопедические
занятия.
4.19. Родители (законные представители) знакомятся с материалами диагностических
обследований ребенка, рекомендациями, ходом и результатами коррекционной работы,
получают консультативную помощь.
4.20. Ответственность за порядок зачисления детей на логопедические занятия и результаты
коррекционной работы возлагается на учителя-логопеда и администрацию дошкольной
образовательной организации.
4.21. Ответственность за посещение воспитанниками занятий несут родители (законные
представители), учитель-логопед и руководитель дошкольной образовательной организации.

Приложение 1

Документация организации при оказании логопедической помощи
1. Программы и (или) планы логопедической работы.
2. Перспективный план работы учителя-логопеда на год.
3. Расписание занятий учителя-логопеда.
4. Речевые карты воспитанников, получающих логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
7 Индивидуальные планы работы на каждого ребенка.

Приложение № 2

Заведующему МБДОУ №44
«Анютины глазки» г. Калуги
Смирновой С.А.
Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я, ________________________________________________________________________ ФИО
родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным
представителем)
_______________________________
(нужное
подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ (ФИО,
группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) выражаю согласие на
проведение логопедической диагностики моего ребенка.

"__" ____________ 20__ г.

/_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение № 3

Заведующему МБДОУ №44
«Анютины глазки» г. Калуги
Смирновой С.А.
от ___________________________
_____________________________
ФИО родителя (законного представителя)

Заявление
Я, ________________________________________________________________________ ФИО
родителя
(законного
представителя)
обучающегося
___________________________________________________________________________ являясь
родителем (законным представителем) _______________________________ (нужное
подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ (ФИО,
группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) прошу организовать для
моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии/ психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное
подчеркнуть).
"__" ____________ 20__ г.

/_____________/__________________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

Приложение № 4

Педагогическая характеристика на обучающегося

(ФИО, дата рождения, группа)
1. Общие сведения:
- дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:








в группе;
группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.);
на дому;
в медицинской организации;
в форме семейного образования;
сетевая форма реализации образовательных программ;
с применением дистанционных технологий.

- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов
(однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе
индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых,
хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок
- родственные отношения и количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье. Информация об условиях и результатах образования
ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность:
2. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающегося
по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в
соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая,
неравномерная).
3. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически
не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в
учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста,
прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом
(ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при
необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная,

нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества
деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
4. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству),
наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты
дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с
ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
5.
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных
классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся
причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты
контрольных работ и другое).

"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

Учитель-логопед, принявший обращение:
(указать ФИО, должность в ОО)
Результат обращения:

"__" ____________ 20__ г. /___________/____________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение № 4

Оснащение помещений для логопедических занятий
При оснащении помещения для логопедических занятий с детьми, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, предусмотрены
рабочая зона учителя-логопеда, зона коррекционно-развивающих занятий и игровая зона.
В рабочей зоне учителя-логопеда размещена мебель для ведения профессиональной
документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей
(законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда оборудована рабочим
местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зона коррекционно-развивающих занятий оборудована Интерактивным комплексом с
программным обеспечением «Умное зеркало» приборами дополнительного освещения,
настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для
планирования учебного пространства с учётом возрастных, психофизических и речевых
потребностей детей.
В игровой зоне предусмотрено полифункциональное, многопрофильное модульное
оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и
творческих возможностей детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».